Кто-то мечтает в самое ближайшее время приобрести автомобиль, а кто-то - от
него избавиться. Однако, если ваши «финансы поют романсы», то лучше остановить
свой выбор на подержанном авто. При его покупке нужно исходить из пяти главных
факторов:
- Цена;
- Репутация автомобиля с точки
зрения надежности;
- Предполагаемые затраты на
последующую эксплуатацию и ремонт;
- Доступность запасных частей и
центров техобслуживания;
- Ценоустойчивость автомобиля.
... Итак,
вооруженные знанием пяти принципов, приведенных выше, вы готовы отправиться в
воскресенье на автомобильный рынок, где вам понадобятся холодный расчет,
самообладание и чуть ли не святое терпение, чтобы осуществить то, что было
предметом голубой мечты, и вы никак не можете позволить себе ошибиться.
В первую
поездку на рынок вы едете присмотреться, прицениться, почувствовать атмосферу
торгов, прислушаться. Торопливость в этом деле может обойтись очень дорого и, скорее всего,
пробьет зияющую брешь в вашем бюджете. Нужно заставить себя быть как можно
более индифферентным к расставленным перед вами соблазнам. Будут они и в
следующее воскресенье, и в воскресенье после следующего. Пока вы не увидите
именно вашу машину, которая будет вас ждать и на которой вы вернетесь домой уже
счастливым владельцем. Но для того, чтобы таковым стать, вам понадобится, опять
же, очень много терпения и самообладания.
Если вы
примчитесь на рынок с криком «беру!», значит, вас нужно отправить в «ликбез для
рыночных недорослей» и хорошенько вдолбить, что рынок существует для того,
чтобы отделить вас от ваших денег, и быть здесь простаком, швыряющим эти
деньги на ветер, разумному человеку просто не пристало.
Вот только
по прохождении этого «ликбеза» вы можете отважиться на ваш первый прямой
непосредственный контакт с автомобильным рынком, где понятия «продавец» и
«покупатель» есть вещи совершенно не совместимые. Так всегда было и так всегда
будет.
Первое, что
вы сделали по приезде на рынок, это достали чистый блокнот и расчертили в
нем схематический план рынка, разбив его по рядам, точно так, как
расположились ряды в действительности. Когда вам понадобится вернуться к
одному из автомобилей, который вас заинтересовал, вам не придется
чертыхаться в попытке вспомнить, где вы его видели и в каком направлении его
искать.
Все эти
записи очень помогут произвести конечный анализ и определить двух-трех
победителей конкурса, а затем начать переговоры с владельцами тех автомобилей,
которые по сравнительным характеристикам оказались наиболее приемлемыми.
У вас в
блокноте помечена первая машина. На этом предварительном этапе важно
полностью игнорировать владельца. Молчание - это главный инструмент «общения» с
продавцом. Ни одного вопроса и никаких комментариев, разве что только ответ
на приветствие. Предупредите об этом и своего товарища, которого вы попросили
поучаствовать в этом предприятии. Идеальный вариант, если вы придете с хорошим
механиком.
Сначала
обойдите машину и внимательно оцените ее поверхности. Начните от переднего
бампера и медленно двигайтесь вокруг машины, не упуская из вида даже
малейшую царапину. Если обнаружили какой-то недостаток или изъян, будь он
маленький или большой, дотроньтесь до него, но не роняйте ни слова: вместо
этого демонстративно сделайте пометку в вашем блокноте, который вы ни на минуту
не выпускаете из рук. Эти маленькие демонстрации «на дотрагивание» напоминают
владельцу, что недостаток не остался незамеченным, а для него это не что иное,
как выбивание почвы из-под ног. К концу такого осмотра продавец начнет
постепенно сомневаться в неуязвимости той цены, которую он только что с такой
уверенностью называл.
Получив
первое зрительное впечатление, вы сможете судить об общей сохранности
автомобиля. Если никаких положительных эмоций автомобиль не вызывает, выясните
предлагаемую цену и уходите. Вы можете вернуться к этому варианту позже. Если
же вам нравится то, что вы видите, оставайтесь внешне непроницаемо равнодушным,
спросите цену и продолжайте осмотр. Главная забота продавца - это продать
товар на условиях, наиболее выгодных для себя, а не для вас. Все его
утверждения, что именно вам (!) он делает особое одолжение, должны
рассматриваться как ход опытного картежника, который блефует с единственной
целью - под конец выиграть ставку. Не реагируйте. Молчите!
Отойдите от
машины на два-три метра и, находясь к ней лицом, присядьте на уровне фар и
скользните взглядом по ее боковой стороне. Это делается для того, чтобы
обнаружить, нет ли волнистостей на дверях или крыльях. Затем привстаньте
настолько, чтобы глаза у вас были на уровне крыши, и пройдитесь по ней
взглядом. Если есть какие-то волнистости по периметру крыши, вы их тотчас
обнаружите, после чего можете сразу уходить. Волнистость говорит о том, что
машина побывала в серьезной аварии, что и привело к «гофрированию». Такая
машина не стоит и карманной мелочи, ибо нарушенная структура кузова - это все
равно что переломанный позвоночник.
Если же вы
обнаружили волнистость на какой-то из дверей, это, возможно, не отразилось на
центровке кузова, но должно вас насторожить и, как бы изучая эти места уже
вблизи и обязательно с прикосновением к сомнительному месту, вы даете понять
владельцу, что следы аварии вы обнаружили. Но опять же, не спешите вступать в
диалог по этому поводу. Продолжайте хранить молчание. Теперь и вы, и владелец
знаете, что это будет предметом, вынесенным на торги. Сейчас же, на виду у
владельца, эдак театрально, вы делаете пометку в своем блокноте и продолжаете
осмотр. Достаньте маленький магнит, которым вы специально для этого случая
запаслись, и приложите его к подозрительным местам (старайтесь им по кузову
не водить, чтобы не оставить царапин. Последнее может вызвать раздражение у
владельца, и он будет абсолютно прав: вы пока еще машину у него не купили).
Послеаварийную дверь или крыло порой невозможно идеально отрихтовать, и для
того, чтобы сделать поверхность приближенно гладкой, эти вмятины заравнивают
шпаклевкой, а сверху закрашивают. Естественно, в таких местах магнит
прилипать не станет, что дает вам возможность либо повернуться и уйти, либо
постараться сбить цену до стоимости пучка укропа.
Затем
присядьте в трех метрах сзади, как раз напротив правого или левого заднего
крыла и мысленно проведите касательную, по которой заднее колесо должно точно
совпадать с колеей переднего. Если задние колеса в эту колею, вами мысленно
обозначенную, не вписываются, а смещены в какую-то из сторон, стало быть, кузов
этой машины от аварии так перекосило, что машина смотрит хоть и вперед, но
боком, как морской рак. Подымитесь и медленно уходите. Перед вами экспонат,
который годится разве что для устройства баррикад.
Если же ваш
глаз расхождений в колее не обнаружил, тогда есть более надежный способ для
того, чтобы убедиться в одноколейности передней и задней подвесок: при
предстоящем дорожном тесте постарайтесь найти где-нибудь большую лужу, проедьте
через нее строго прямо, с выездом на сухой участок асфальта или бетона, где
следы от мокрых колес машины будут четко обозначены. При неаварийном кузове
след задних колес будет точно вписываться в след передних. Если же вы
увидите, что задние колеса отпечатывают на асфальте дополнительный след - вы
имеете дело с машиной, побывавшей в серьезной аварии. Даже если такую машину
вам предлагают как бесплатный сувенир - не шалейте от радости! Позже не будете
знать, как от такого подарка избавиться.
Важно
обязательно проверить следы краски на тех местах, где ее не должно быть: на
резиновых уплотнителях капота, багажника или дверей; несоответствие цвета
краски на внешней стороне кузова и на его внутренних частях: дверных панелях, а
также внутри багажника или под капотом. Самый ненавязчивый способ - это
приподнять пальцем резиновый уплотнитель лобового стекла со стороны
прикрепления к оконному проему (те, кто перекрашивает машину, никогда не
идут на то, чтобы снимать резиновые уплотнители во время покраски): родная
краска в глубине под уплотнителем сразу высветит «следы преступления». Даже
если машина сверкает новой краской, здесь может быть только один совет: от
такой машины держитесь подальше. Очень кстати здесь вспомнить старую поговорку:
не все то золото, что блестит. Заводское покрытие рассчитано на целый век
автомобиля, разве что владелец систематически мыл ее с помощью наждачной
бумаги. Новое же покрытие может говорить либо о преклонном возрасте автомобиля,
когда результаты повсеместной коррозии нужно было скрыть, либо о том, что
машина была сильно искорежена в аварии.
Следующее в
предварительном осмотре - это двери. Обратите внимание на то, чтобы «просвет»
между дверью и проемом был равномерным и одинаковым по всему периметру.
Будьте настороже, если щель в одном месте шире, а в противоположном - уже.
Разность просвета может служить свидетельством, что машина побывала в аварии и
при ремонте притянуть кузов на место не удалось. Полбеды, когда при открывании
дверь водителя дает очень незначительное «проседание». Это легко обнаружить при
проверке на люфт в петлях, когда, взявшись за край открытой двери, вы ее
пытаетесь вертикально подвигать. Если едва заметный люфт наблюдается
исключительно в двери водителя - такой машине можете записать плюс. Если же
сильный люфт наблюдается во всех дверях - легко предположить, что машина
использовалась как такси. Другие свидетельства жестокой эксплуатации - остальные
сиденья, кроме водительского, потерты и все в «ямах» и «комках». Можете не
сомневаться, что эта машина использовалась как извозчик, а это лучший повод для
того, чтобы поворачиваться и уходить.
Вы наверняка
захватили с собой ветошь для рук, ибо вашим рукам предстоит теперь побывать в
местах, где владелец и не предполагал, что они там побывают. Например:
подойдите сзади к трубе глушителя и проведите пальцем по внутреннему ее
периметру. Безусловно, вы свой палец испачкаете, но этот грязный палец вам
многое расскажет о состоянии двигателя. Если копоть на пальце совершенно
сухая и не совсем черная, а скорее пепельного цвета, двигатель у этой машины
еще в очень хорошем состоянии и с большим резервом износостойкости. Если же
налет как на вид, так и на ощупь представляет собой очень густую, жирную,
смолянистую массу, напоминающую гудрон, это свидетельствует о том, что
поршневая система двигателя изношена «до ручки» и ничего, кроме рекомендации
тут же развернуться и уйти, предлагаться не может.
Багажник вам
многое расскажет и о владельце, и о машине. Плохие владельцы настолько ленивы,
что почистят только те места, которые бросаются в глаза. Сошлитесь на то, что
вам нужно посмотреть запасное колесо (что, фактически, так и есть), и здесь вы
сразу поймете, с кем имеете дело. У аккуратного владельца и салон, и
багажник всегда убраны, опрятны и не содержат ничего лишнего, кроме самого
необходимого. У нерадивого хозяина вы обнаружите в багажнике настоящий хлев.
В таком случае вам заранее следует настроить себя на возможность полной
технической запущенности данной автомашины. Особую настороженность должен
вызывать факт наличия канистры с маслом. В машине, двигателю которой
масло требуется только во время смены, в городских условиях таскать масляную
канистру в багажнике имеет столько же смысла, сколько таскать за собой галоши и
зонтик в пустыне Гоби. Стало быть, и для этого не надо быть майором Прониным:
владелец доливает по литру масла на каждые 50 километров и, конечно, ему без
запаса масла в багажнике просто не обойтись. С другой стороны, идеальная
чистота и отсутствие канистры с маслом дают вам повод про себя (!) поставить
плюс и машине, и ее владельцу и переходить ко второму этапу досмотра.
Итак,
предварительный осмотр завершен. Теперь давайте сконцентрируемся на
внимательном и очень скрупулезном осмотре салона.
Вы обнаружили,
что руль на месте, сиденья присутствуют, педали находятся на полу и рычаг
переключения как будто там, где он должен быть. Все в порядке?!
Сядьте за
руль и посмотрите на одометр (счетчик километража). Убедитесь, что все цифры
одометра выстроены строго в ряд, ни одна из них не «зависает» ниже или выше
уровня других и на цифровых роторах нет следов облупившейся краски. Если
какая-то цифра выпадает из ряда, стало быть, владелец в одометре ковырялся.
Никакой другой цели для вскрытия одометра, и кроме как для скручивания назад
километража, быть не может. Цель скручивания примитивна, убедить покупателя
чуть ли не в девственности своего автомобиля с тем, чтобы максимально завысить
цену. Если вы - новичок, такой трюк может легко сработать. Но настоящего «профи»
этот трюк не проведет, ибо есть другие индикаторы, по которым можно определить
реальный пробег автомобиля. Всем известный метод - это истертость педалей.
По степени износа резиновой накладки, надетой на педаль тормоза, можно с
легкостью установить реальный пробег.
Если
накладка стерта до железа, а одометр показывает 30.000 километров - это значит,
что последний скручен назад, как минимум, на 20.000 и фактический пробег может
достигать шестизначных цифр. Однако, зная о том, что покупатель уже поумнел, ловкие
продавцы просто снимают с педалей резиновые накладки, а когда приходит время
машину продавать, напяливают их обратно или просто покупают новые.
|